Фильм «Антон Иванович Сердится»

Советский чёрно-белый художественный полнометражный музыкальный комедийный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм»

Режиссер: Александр Ивановский

Оператор: Евгений Шапиро (некоторые сцены: Вячеслав Горданов)

Дата выхода: 29 августа 1941

Сюжет: Ленинград, весна 1941 года. Профессор консерватории Антон Иванович Воронов — органист, фанатический приверженец классической музыки и враг всего современного музыкального искусства. Его дочь Симочка учится в консерватории. За Симой ухаживает молодой композитор, пишущий оперетты. Оперетты Антон Иванович не считает музыкой — из-за этого так рассердился, что поссорился в другом. Но после великолепного дебюта дочки и вмешательства самого Иоганна Себастьяна Баха, суровый Антон Иванович сменил гнев на милость и одобрил легкую музыку и любовь.

Цитата. Воспоминания Ольги Берггольц (16 мая 1910 г. — 13 ноября 1975). Афишами кинокартины «Антон Иванович сердится» были заклеены тумбы блокадного города.

«У нас в Ленинграде перед самой войной должна была пойти музыкальная кинокомедия под таким названием, и потому почти к каждому фонарному столбу прикреплена была довольно крупная фанерная доска, на которой большими цветистыми буквами было написано: «Антон Иванович сердится». Больше ничего не было написано. Кинокомедию мы посмотреть не успели, не успели снять в первые дни войны и эти афиши. Так они и остались — под потухшими фонарями — до конца блокады.

И тот, кто шел по Невскому, сколько бы раз ни поднимал глаза, всегда видел эти афиши, которые, по мере того как развертывалась война, штурм, блокада и бедствия города, превращались в некое предупреждение, напоминание, громкий упрёк: «А ведь Антон Иванович сердится!» И в представлении нашем невольно возник какой-то реальный, живой человек, очень добрый, не всё понимающий, ужасно желающий людям счастья, и по-доброму, с болью, сердившийся на людей за все те ненужные, нелепые и страшные страдания, которым они себя зачем-то подвергали.

Под фонарные столбы после обстрелов подтаскивали изуродованные трупы горожан. Дистрофики обнимали фонарные столбы, пытаясь устоять на ногах, и медленно опускались к их подножию, чтобы больше не встать… Антон Иванович сердился. Ах, как он сердился, печально сердился на всё это! И так совестно иногда становилось перед Антон Ивановичем — человеком. Хотелось сказать за себя и за всех людей земли: «Антон Иванович, дорогой, добрый Антон Иванович, не сердитесь на нас! Мы не очень виноваты. Мы всё-таки хорошие. Мы как-нибудь придём в себя. Мы исправим это безобразие. Мы будем жить по-человечески».

Цитата. Из воспоминаний В.В. Горданова:

«Александр Викторович Ивановский, режиссер-постановщик этой картины, буквально потряс меня своим спокойствием и невозмутимостью, с которым он реагировал на все неожиданности первых дней войны, вроде воздушных тревог и пр., к которым мы тогда еще не привыкли».

Источники:

  1. Киностудия «Ленфильм» https://www.lenfilm.ru
  2. Музей ЦСДФ https://csdfmuseum.ru/
  3. Кинооператор Вячеслав Горданов; Записки кинооператора / В. Горданов. От романтической фотографии к поэтическому кино / Я. Бутовский. — Ленинград: Искусство, 1973. — 357 с.
  4. Ольга Берггольц. Дневные звёзды. — Л.: «Советский писатель», 1960. — 240 с.