Ленд-Лиз. Полярные конвои (союзные)

Ленд-лиз

Ленд-лиз (от англ. lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду)
— система передачи со стороны США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, транспортных средств, промышленного оборудования, нефтепродуктов, сырья, продовольствия, информации и услуг, необходимых для ведения войны, странам – союзницам по антигитлеровской коалиции 1941–1945 гг.

29 сентября – 1 октября 1941 г. в Москве состоялась конференция представителей СССР, Великобритании и США. Были приняты решения о предоставлении СССР помощи вооружением и стратегическими материалами и наших поставках в США и Англию сырья для военного производства. В ответ на поступавшие в СССР вооружение и другие грузы союзники получили 300 тыс. тонн хромовой руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, значительное количество платины, золота, леса и т.д. Расчеты с США за поставленные в ходе войны товары Россия завершила только в 2006 г.

Союзные конвои

Союзные конвои формировались в Великобритании из английских, американских и др. союзных транспортов и проходили по маршруту через Норвежское и Баренцево моря в Архангельск и Мурманск. Этот маршрут был самым подходящим на тот момент – путь занимал 10-14 дней, северные порты были самыми близкими к центральной части СССР. Но он был и самым опасным – Мурманск подвергался постоянным обстрелам (линия фронта проходила в нескольких десятках километров от города), базы немецких авиации и флота находились на территории оккупированной Норвегии, что позволяло держать под контролем почти весь маршрут.

История северных конвоев сохранила множество примеров взаимопомощи и взаимовыручки английских и советских моряков и летчиков. Ряд из них были награждены орденами СССР и Великобритании. Союзные арктические конвои стали одним из ярких примеров боевого взаимодействия союзных флотов во Второй мировой войне.

Всего за годы войны арктическими водами в Советский Союз и в обратном направлении прошли 1398 судов, потери составили 87 судов, 69 из которых пришлись на самый трагический 1942 г.

Северный маршрут сыграл крайне важную роль в доставке для СССР стратегических грузов на первом этапе войны. Риск был оправдан скоростью доставки вооружения на советский фронт в самый тяжелый для страны период. До июля 1942 г. с северными конвоями направлено 964 тысячи тонн оружия, материалов и продовольствия – 61% всех грузов, ввезенных в СССР из-за рубежа. Северным путем было доставлено 2314 танков, 1550 танкеток, 1903 самолета и др. Всего за годы войны северным маршрутом доставлено 36% всех военных грузов.

  • Первый конвой (наименование: «Дервиш») из Великобритании в СССР вышел 21 августа 1941 г. Конвоям, идущим в СССР, присвоили литерное обозначение РQ (первый конвой в документах стал именоваться PQ-0). Обратные конвои обозначались QP. С декабря 1942 г. конвои обозначались YW и RA и порядковый номер, начиная с условного номера – 51.
  • Германия стремилась прервать морское сообщение между СССР и союзниками силами авиации и флота. Первое судно на трассе северных конвоев было потеряно 7 января 1942 г. В течение 1942 г. удары по арктическим конвоям становились все сильнее. Советский Северный флот задействовал все возможное для прикрытия конвоев, авиация наносила удары по аэродромам и базам противника. Но обстановка ухудшалась.
  • Кризисом северных конвоев стала гибель РQ-17 – самого трагического конвоя Второй мировой войны. 27 июня 1942 г. конвой вышел из Хваль-фьорда в Исландии в составе 36 транспортов (в том числе советские танкеры «Азербайджан» и «Донбасс») и 3 спасательных судов. В течение 4-х дней конвой отражал атаки самолетов и подводных лодок, но были потоплены 3 транспорта. 4 июля союзному командованию стало известно о развертывании надводной группировки сил противника. Было принято решение о рассредоточении конвоя, и по приказу английского адмиралтейства корабли охранения отошли на запад для соединения с отрядом дальнего прикрытия, транспортам приказали рассредоточиться и следовать в советские порты. Оставленные без прикрытия суда в условиях полярного дня стали легкой добычей авиации и подводных лодок противника. Из состава конвоя два судна вернулись в Исландию, до Мурманска и Архангельска дошли 11, были потоплены 23.
  • После катастрофы с конвоем РQ-17 британское правительство отказалось направлять в СССР конвои. Под давлением советского правительства в начале сентября из Исландии в СССР вышел конвой РQ-18. При переходе конвоев РQ-18 и QР-14 потери с обеих сторон были велики, но при сильном охранении и достаточных мерах обеспечения немцы не смогли бы прервать на Севере пути сообщения между СССР и Великобританией. Но союзники отказались посылать конвои до наступления полярной ночи.
  • С наступлением полярной ночи, зимней штормовой погоды возобновилось движение конвоев в СССР. В январе и феврале 1943 г. на Севере прошло несколько конвоев с охранением. С февраля по ноябрь 1943 г. в советские порты не пришло ни одного конвоя.
  • С февраля 1944 г. английское адмиралтейство возвратилось к формированию крупных конвоев для СССР с 1–3 эскортными авианосцами в охранении. Внешние конвои продолжали движение между английскими и советскими портами до 28 мая 1945 г.

Источники:
https://mil.ru/winner_may/allied_troops/more.htm?id=12008558%40cmsArticle