Пропаганда в Третьем Рейхе

Одним из центральных направлений деятельности Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП/NSDAP, аббревиатура в переводе — НСНРП) была пропаганда нацизма.

Цель: укрепление политической власти. Этот факт подтверждается лозунгом, который украшал зал партийного съезда в Нюрнберге в 1936 году: «Пропаганда помогла прийти нам к власти. Пропаганда поможет нам удержать власть. Пропаганда поможет нам завоевать весь мир».

Главные темы пропаганды в нацистской Германии:

расизм и антисемитизм, антибольшевизм, культ фюрера, идеология «единого немецкого народа», военного героизма.

Особые места занимали политика в области кино, массовых общественных мероприятий и маршей, школьное воспитание и детско-юношеские организации (гитлерюгенд и Союз немецких девушек).

Немецкая пропаганда обращалась к чувствам, задевающим сердце и душу народа, — немецкому национализму, готовности на самопожертвование, вере в своих руководителей и преданности властям. Эти чувства проявлялись практически во всех областях общественной и частной жизни немецких людей в период Третьего рейха.

Направления нацистской пропаганды: 1) собственное население и армия; 2) армия противника; 3) пропаганда на оккупированных территориях.

Распространением и контролем национал-социалистической пропаганды занималось Рейхсминистерство народного просвещения и пропаганды во главе с Йозефом Геббельсом.

К середине 1940 гг. структура Рейхсминистерства народного просвещения и пропаганды состояла из 15 управлений. 3 из них занимались вопросами обеспечения: финансовое, кадровое и юридическое. 4 – средствами массовой информации: радиовещания, периодических изданий, отечественной и иностранной прессы. 5 курировали виды искусства: кинематографию, театр, литературу, музыку, живопись, скульптуру.

Управления «Пропаганды» и «Особых задач», занимались разъяснением и «продвижением в массы» политики НСДАП, контролем над всеми сферами культурной жизни граждан, закреплением в ней расовых идей, принципов антисемитизма и немецкого превосходства. Также существовало управление туризма, целью которого было развитие туризма и распространение здорового образа жизни.

Нацистская пропаганда была необходима для мотивации тех, кто осуществлял массовые убийства европейских евреев и других жертв нацистского режима. Средства пропаганды использовалась для обеспечения согласия миллионов других в качестве сторонних наблюдателей на совершаемые в расовых целях преследования и убийства.