Структурное подразделение Имперской палаты культуры, осуществлявшее контроль за киноиндустрией Третьего рейха. Членство в имперской палате кинематографии было обязательным для всех кинематографистов.
22 сентября 1933 г. правительство Третьего Рейха утвердило «Закон о создании имперской палаты культуры». Пост президента кинопалаты в разные годы занимали нотариус и адвокат доктор Фриц Шоейрман (1933–1935), оберфюрер СС профессор Освальд Лених (1935–1939) и режиссёр профессор Карл Фрёлих (1939–1945).
В 1934 г. был принят закон «О кино», появилась цензура. В 1936 г. Геббельс издает указ «О запрете критики фильмов в печати и на радио». В 1942 г. вышел указ «О повышении производительности немецкого кинематографа»: все немецкие кинокомпании слились в одну государственную киностудию UFA-Film.
Самый известный пропагандистский фильм – «Триумф воли» (1935) режиссера Лени Рифеншталь. В фильме показан съезд НСДАП (NSDAP, в переводе НСНРП национал-социалистическая немецкая рабочая партия) в Нюрнберге в 1934 г., речи Гитлера, Геббельса и других идеологов нацизма. Смонтированный фильм был революцией в сфере техники съемок. Во время создания картины были использованы 30 камер и 120 ассистентов. Работы Лени Рифеншталь занимают особое место в кинематографе Третьего рейха, они считаются воплощением эстетики тоталитаризма, совмещая в себе документалистику и пропаганду.
Цитата. Министр пропаганды нацистской Германии Йозеф Геббельс во время выступления перед кинематографистами 28 марта 1933 года в отеле «Кайзерхоф»:
«Я счастлив, что могу говорить как человек, который на протяжении всей своей жизни никогда не чуждался немецкого кино, а, наоборот, всегда был страстным поклонником киноискусства и поэтому намеревается вывести это киноискусство на уровень, соответствующий немецкой силе и немецкому гению.
Национальная революция не ограничилась только политикой, она распространилась на области экономики, культуры, внутренней и внешней политики, а также на кино. Кино может обладать высокими художественными достоинствами, но с помощью своих дурных взглядов оказать пагубное воздействие, как, например, «Броненосец Потёмкин». Другие фильмы, как, например, «Нибелунги», показывают, что воздействие зависит не от темы самой по себе, а от того способа, с помощью которого эта тема раскрывается».
Источники:
- Белков А.Н. Периодическая печать русских антисоветских вооруженных формирований в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Научная работа. Электронный ресурс: https://vagsh.mil.ru/upload/site17/document_file/nD3nDAtNvP.pdf
- Васильченко А.В. Прожектор доктора Геббельса. Кинематограф Третьего рейха. «Вече», 2010.
- Волковский Н.Л. История информационных войн. СПб., 2003.
- Жуков Д. А., Ковтун И. И. Антисемитская пропаганда на оккупированных территориях РСФСР. — М.: РЕК, НПЦ «Холокост», 2015.
- Зульцман Р. — Пропаганда как оружие в войне. В кн.: Итоги второй мировой войны. М.: Издательство иностранной литературы, 1957 г. Электронный ресурс: https://www.litmir.me/br/?b=132092&p=2
- Кармен Р. Л. Но пасаран! — М.: «Сов. Россия», 1972.
- Кино тоталитарной эпохи 1933—1945. Москва, Союз кинематографистов СССР, 1989
- Панарин И. Н. Информационная война и коммуникации. М., 2018.
- Полякова А. А. Пропаганда войны в кинематографе Третьего Рейха. Изд. «Маска», Москва, 2013.
- Ржевская Е. Геббельс: Портрет на фоне дневника. — Слово, 1994.
- Савченко А. Министерство лжи и провокаций: Организация и структура // Эхо войны 2008. № 3.
- Manvell R., Fraenkel H. Doctor Goebbels. His Life and Death. L., 2006.
- Сайт музея. The United States Holocaust Memorial Museum. Электронный ресурс: https://encyclopedia.ushmm.org/content/ru/article/nazi-propaganda
- Собрание речей и сочинений Геббельса. Электронный ресурс: https://research.calvin.edu/german-propaganda-archive/goebmain.htm