Имперская палата кинематографии / Reichsfilmkammer

Структурное подразделение Имперской палаты культуры, осуществлявшее контроль за киноиндустрией Третьего рейха. Членство в имперской палате кинематографии было обязательным для всех кинематографистов.

22 сентября 1933 г. правительство Третьего Рейха утвердило «Закон о создании имперской палаты культуры». Пост президента кинопалаты в разные годы занимали нотариус и адвокат доктор Фриц Шоейрман (1933–1935), оберфюрер СС профессор Освальд Лених (1935–1939) и режиссёр профессор Карл Фрёлих (1939–1945).

В 1934 г. был принят закон «О кино», появилась цензура. В 1936 г. Геббельс издает указ «О запрете критики фильмов в печати и на радио». В 1942 г. вышел указ «О повышении производительности немецкого кинематографа»: все немецкие кинокомпании слились в одну государственную киностудию UFA-Film.

Самый известный пропагандистский фильм – «Триумф воли» (1935) режиссера Лени Рифеншталь. В фильме показан съезд НСДАП (NSDAP, в переводе НСНРП национал-социалистическая немецкая рабочая партия) в Нюрнберге в 1934 г., речи Гитлера, Геббельса и других идеологов нацизма. Смонтированный фильм был революцией в сфере техники съемок. Во время создания картины были использованы 30 камер и 120 ассистентов. Работы Лени Рифеншталь занимают особое место в кинематографе Третьего рейха, они считаются воплощением эстетики тоталитаризма, совмещая в себе документалистику и пропаганду.

Цитата. Министр пропаганды нацистской Германии Йозеф Геббельс во время выступления перед кинематографистами 28 марта 1933 года в отеле «Кайзерхоф»:

«Я счастлив, что могу говорить как человек, который на протяжении всей своей жизни никогда не чуждался немецкого кино, а, наоборот, всегда был страстным поклонником киноискусства и поэтому намеревается вывести это киноискусство на уровень, соответствующий немецкой силе и немецкому гению.

Национальная революция не ограничилась только политикой, она распространилась на области экономики, культуры, внутренней и внешней политики, а также на кино. Кино может обладать высокими художественными достоинствами, но с помощью своих дурных взглядов оказать пагубное воздействие, как, например, «Броненосец Потёмкин». Другие фильмы, как, например, «Нибелунги», показывают, что воздействие зависит не от темы самой по себе, а от того способа, с помощью которого эта тема раскрывается».

Источники:

  1. Белков А.Н. Периодическая печать русских антисоветских вооруженных формирований в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Научная работа. Электронный ресурс: https://vagsh.mil.ru/upload/site17/document_file/nD3nDAtNvP.pdf
  2. Васильченко А.В. Прожектор доктора Геббельса. Кинематограф Третьего рейха. «Вече», 2010.
  3. Волковский Н.Л. История информационных войн. СПб., 2003.
  4. Жуков Д. А., Ковтун И. И. Антисемитская пропаганда на оккупированных территориях РСФСР. — М.: РЕК, НПЦ «Холокост», 2015.
  5. Зульцман Р. — Пропаганда как оружие в войне. В кн.: Итоги второй мировой войны. М.: Издательство иностранной литературы, 1957 г. Электронный ресурс: https://www.litmir.me/br/?b=132092&p=2
  6. Кармен Р. Л. Но пасаран! — М.: «Сов. Россия», 1972.
  7. Кино тоталитарной эпохи 1933—1945. Москва, Союз кинематографистов СССР, 1989
  8. Панарин И. Н. Информационная война и коммуникации. М., 2018.
  9. Полякова А. А. Пропаганда войны в кинематографе Третьего Рейха. Изд. «Маска», Москва, 2013.
  10. Ржевская Е. Геббельс: Портрет на фоне дневника. — Слово, 1994.
  11. Савченко А. Министерство лжи и провокаций: Организация и структура // Эхо войны 2008. № 3.
  12. Manvell R., Fraenkel H. Doctor Goebbels. His Life and Death. L., 2006.
  13. Сайт музея. The United States Holocaust Memorial Museum. Электронный ресурс: https://encyclopedia.ushmm.org/content/ru/article/nazi-propaganda
  14. Собрание речей и сочинений Геббельса. Электронный ресурс: https://research.calvin.edu/german-propaganda-archive/goebmain.htm