Вячеслав Вячеславович Горданов

Годы жизни: 28 июля 1902 — 18 ноября 1983

Место рождения: г. Полоцк, Витебская губерния, Российская империя

Советский оператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1950).

  • В 1927 г. окончил Высший институт фотографии и фототехники.
  • В 1928 начал работу на киностудии Совкино (Ленфильм).
  • Дебютировал в фильме режиссера В.М. Петрова «Адрес Ленина» (1929). Экспериментировал в области цветного кино («Цветное ревю», 1940).
  • В 1933 — 1938 — преподавал в Ленинградском институте кино и телевидения.
  • 4 августа 1942 — 1 апреля 1944 работал на Ленинградской объединенной киностудии. В 1942 в качестве оператора-постановщика работал над созданием короткометражного фильма «Варежки» (единственный художественный фильм, снятый в блокадном Ленинграде).
  • Октябрь 1942 — июнь 1943 — фронтовой оператор (также испытывал во фронтовых условиях новые длиннофокусные объективы). Воинское звание: ст. техник-лейтенант; воентехник 1 ранга.
  • После возвращения «Ленфильма» из эвакуации в 1944 продолжил работу на киностудии до выхода на заслуженный отдых в январе 1963.

Награжден медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За победу над Германией и Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946) и др.

Цитата. Из воспоминаний В.В. Горданова:

«Несмотря на сложившиеся столь неблагоприятно обстоятельства, у некоторых из нас настойчиво билась мысль, что и в создавшейся обстановке можно и должно работать и что киносъемка не такое уж бесполезное дело даже в условиях блокированного города.

Однажды, в сентябре 1941 года. Я встретился в ленфильмовском садика с режиссером Евгением Вениаминовичем Червяковым. Кроме нас были еще режиссеры Николай Николаевич Лебедев и, кажется, Сергей Иванович Бартенев, уже в военной форме. В разговоре Червяков высказал мысль, что бывают такое обстоятельства, когда художник не имеет права находиться в стороне от событий, а, наоборот, обязан быть их непосредственным участником. <…> Николай Иванович Лебедев, в свою очередь, заметил, что кинокартина – это оружие, которое следует закалять в непосредственном горниле событий. <…> Такие мысли засели в нас довольно крепко, и я пользовался всяким случаем, чтобы включиться в любую работу, как только она появлялась на «Ленфильме».

Цитата. Я. Бутовский «От романтической фотографии к поэтическому кино»:

«И еще одна черта Горданова-оператора – высокий профессионализм, математическая точность «попадания». Виртуозное владение техникой позволяет Горданову забыть о ней во время съемки, позволяет целиком отдаться творчеству, все внимание, все силы сосредоточить на образном выражении своих мыслей и чувств.

Но профессионализм – это не только техническое мастерство, это и умение работать в коллективе, умение «увязать» свою работу, свое видение с работой, видением режиссера, актера, художника, композитора. <…> Он умеет на съемке представить каждый кадр в его окончательном виде – с музыкой, в монтажном сопоставлении с другими кадрами – и умеет ограничить себя, пожертвовать частным изобразительным эффектом для того, чтобы выиграло целое».

Источники:

  1. Кинооператор Вячеслав Горданов; Записки кинооператора / В. Горданов. От романтической фотографии к поэтическому кино / Я. Бутовский. — Ленинград: Искусство, 1973. — 357 с.
  2. Киностудия «Ленфильм» https://www.lenfilm.ru
  3. Музей ЦСДФ https://csdfmuseum.ru/